Радость кандидата, получившего наконец предложение о работе, часто омрачается мыслями о предстоящем испытательном сроке. Как себя вести, чтобы пройти тестовый период без проблем?
Закон гласит
Испытательный срок не является обязательным условием приема на работу, однако сегодня это распространенное явление на кадровом рынке. Согласно Трудовому кодексу РФ, этот период может продолжаться до трех месяцев (для руководителей и главных бухгалтеров — до полугода). Не разрешено устраивать подобную проверку беременным, женщинам с детьми до полутора лет, работникам моложе 18 лет, молодым специалистам (в течение года после окончания учебного заведения). Наличие и продолжительность испытательного срока обязательно должны быть прописаны в трудовом договоре. Запрещено на это время устанавливать пониженную ставку.
Если вы заболеете во время испытательного срока, то он автоматически будет продлен на весь период вашей нетрудоспособности.
Испытательный срок включают в стаж и учитывают при расчете отпуска.
С чего начать?
Успешное прохождение испытательного срока зависит от двух основных факторов: вашего профессионализма и умения ладить с людьми — как с коллегами, так и с начальством.
Даже признанным мастерам бывает нелегко продемонстрировать свою компетентность в незнакомой обстановке, ведь надо и себя показать, и не выглядеть выскочкой. К тому же, не зная тонкостей работы в новой фирме, легко можно попасть впросак. В крупных организациях обычно для новичков проводят вводные лекции и знакомят их с историей компании, ее структурой, планами и перспективами. Но даже если для вас не устроят подобного экскурса, потратьте немного времени и добудьте нужные сведения самостоятельно. Так, очень важно понять корпоративную культуру организации, принятый стиль неформального общения и деловой коммуникации. Кроме того, попросите ознакомить вас с должностной инструкцией, правилами внутреннего распорядка, локальными приказами руководства, касающимися персонала. Перечень контактных телефонов сотрудников тоже будет нелишним.
Сразу уточняйте все, что вам непонятно, не ждите, когда ваше незнание приведет к ошибке. Не стесняйтесь обращаться за помощью, ведь ваша заинтересованность говорит о серьезном подходе к работе. Главное, не задавать один и тот же вопрос по нескольку раз, иначе начальник, наставник или сослуживец подумает, что вы не цените его время. Будьте внимательны, делайте записи.
Человеческий фактор
Умение ладить с начальством, коллегами, подчиненными зачастую имеет большее значение, чем высокий профессионализм. В наше стремительное время без коммуникативных навыков на работе просто не выжить.
Отношения с начальством — тема долгая и серьезная, в первые дни на новом месте будет достаточно, если вы просто не станете делать ничего предосудительного. Сразу после оформления в штат никто не ждет от вас трудовых подвигов, более того, это нередко приводит к плачевным результатам — излишняя инициатива вкупе с отсутствием знаний о специфике работы в компании может испортить мнение шефа о вас. Забудьте ненадолго о своей уникальности и неповторимости, больше присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, что говорят и делают ваши коллеги. Приходите на службу вовремя и не засиживайтесь допоздна, уходите вместе с другими сотрудниками и, выполняя задания, старайтесь уложиться в отведенное время.
Даже если вы первоклассный специалист, держитесь скромно, спокойно принимайте точку зрения своего визави, если она не совпадает с вашей. Это, конечно, не означает, что нужно со всем соглашаться, однако необходимо проявлять интерес к мнению окружающих и всегда благодарить за любой совет и полученную информацию.
Если на новой должности у вас есть подчиненные, обязательно поговорите с каждым из них, выясните подробно их обязанности, основные задачи, проекты, контрольные точки, сроки и т.п. Беседу, конечно, лучше проводить в приватной обстановке, но вопросы о чем-то личном (семья, увлечения, отдых) допустимы, только если человек сам заведет об этом разговор.
Самое важное на испытательном сроке не спешить и быть внимательным. Присмотритесь, постарайтесь приспособиться к предлагаемым обстоятельствам, будьте осмотрительны, сдержанны и, конечно, доброжелательны. Только так вы сможете влиться в коллектив и перейдете из категории новичков в когорту проверенных людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий