В условиях жесткой конкуренции одним из наиболее важных вопросов для производственных компаний становится рациональное использование ресурсов. Как показывает практика, эффективность кроется в получении наибольшей отдачи на вложенный рубль. Например, такой, казалось бы, узкоцелевой инструмент, как корпоративный университет, при грамотном применении может одновременно решать задачи и по повышению квалификации специалистов, и по продвижению продукции. Однако Максим Рябчицкий, к.т.н., доцент, руководитель Учебного центра подразделения «Низковольтное оборудование» компании АББ, уверен, что перечисленные цели -лишь вершина айсберга. Если глубже оценивать работу корпоративного университета, можно убедиться, что он является мультифункциональным инструментом для повышения качественного уровня всей электротехнической отрасли.
В 2010 году, на момент прихода Максима в компанию, в московском офисе концерна АББ в подразделении «Низковольтное оборудование» уже функционировал Учебный центр, где проводились презентации продукции по восьми направлениям для компаний-партнеров и параллельно велось обучение сотрудников-новичков. После оценки ресурсов компании решили, что база позволяет расширить деятельность Учебного центра, использовать его для контакта со специалистами электротехнической отрасли Москвы и
регионов. Была поставлена задача привлечь большее число профессионалов тех компаний, которые работают или могли бы работать с оборудованием АББ.
Чтобы заинтересовать слушателей, необходимо было найти инновационный, необычный подход к проведению занятий. В 2011 году исходя из потребностей рынка создали абсолютно новую систему обучения. Наряду с презентациями продуктов разработали учебные тренинги, направленные на помощь в практической работе специалистам любого профиля и решение конкретных задач. Различные направления обучения ориентированы на проектировщиков, монтажников, дистрибьюторов. Создано несколько лабораторий, в которых слушатели могут не только увидеть оборудование АББ в работе, но и приобрести навыки самостоятельной наладки, а также научиться не допускать ошибок при эксплуатации. Внедрена система контроля качества полученных знаний - слушатели выполняют тестовые задания и получают сертификаты, подтверждающие компетенцию. Увеличилось и количество тем семинаров -теперь их стало более 20. Цели и задачи каждого из курсов четко определены, слушателю заранее известно, какие навыки он может приобрести, - это помогает наиболее эффективно планировать свое обучение. Все занятия разделены по сложности в соответствии с уровнем подготовки целевой аудитории (от нулевого до третьего). Теперь, благодаря обучению, специалисты получили возможность расширить свои профессиональные компетенции: пополнить багаж знаний о передовых технологиях, приобрести навыки работы с продукцией, ознакомиться с опытом применения оборудования на примере различных предприятий.
Павел Шальнов, сотрудник компании ЗАО «Промэнергос-вязь», отмечает, что групповое обучение работников позволило разгрузить инженеров и специалистов по закупкам. Теперь люди, ответственные за проведение монтажных работ, сами умеют составлять заказы, понимают, какое именно оборудование необходимо.
Евгений Власов, руководитель компании по продажам оборудования, считает, что семинары, проводимые компанией АББ, дали ему более глубокое представление о продукции, а практические занятия показали функционал аппаратов. Появилась возможность более аргументированно предлагать тот или иной продукт. После обучения Евгений планирует расширять деятельность своей компании -заниматься не только продажей технического оборудования, но и проектированием низковольтных электрических сетей.
Несмотря на огромный рынок в отрасли, в профессиональном сообществе быстро узнали об Учебном центре, второй год фиксируется динамичный рост спроса (для сравнения: в 2010 году мы обучили 800 специалистов, в 2011-м семинары посетило уже более 1500 человек). А за 2012 год через стены АББ прошло уже более трех тысяч человек. Если подсчитать, то это составит не менее 50% специалистов Московского региона, работающих с оборудованием АББ.
По мнению Максима Рябчицкого, после получения знаний в стенах компании слушатели лучше понимают функционал современного оборудования, в результате чего, встав перед выбором, предпочтут работать с надежными и безопасными устройствами, что, в конечном счете, скажется на уровне жизни каждого из нас. Дополнительный эффект в повышении лояльности специалистов к бренду компании приносит то, что сотрудники работают на семинарах в двустороннем контакте и стремятся слышать аудиторию. Все пожелания и замечания обрабатываются и учитываются. Это помогает составить представление о том, какие устройства, какой функционал необходим в ближайшем будущем. Такой «диалог» с клиентом позволяет совершенствовать продукцию и развиваться быстрее общерыночных показателей.
В компании существует доступная программа электронных курсов E-learning, представляющая собой видеосеминар с параллельным тестированием участников.
Специалисты АББ считают, что сотрудники из регионов должны получать знания об оборудовании на том же уровне, что и в центральном офисе, поэтому стараются развивать деятельность и за пределами Москвы. Например, в этом году у Учебного центра появилось отделение в Санкт-Петербурге, что, безусловно, дало новый импульс
активности представительству компании в Северо-Западном регионе. Ограниченность функциональности онлайн-обучения - не всегда минус, ведь часто после знакомства с видеосеминаром у многих возникает желание посетить занятия вживую. Если в городе есть представительство концерна АББ (по всей России их 20), то в офис приезжает специалист из Москвы, имея с собой теоретические материалы, образцы продукции. Он проводит занятия, тестирование, выдает сертификаты - то есть, действует по той же схеме, что и в головном офисе компании.
Есть тренинги, связанные с дорогостоящими, громоздкими установками и аппаратами, которые трудно перемещать. Такие занятия проводятся только в Учебных центрах, поэтому специалистов компаний-партнеров приглашают посетить их в Москве или Санкт-Петербурге. Необходимо отметить, что большая часть обучения в компании АББ является бесплатной, а в подразделении «Низковольтное оборудование» специально к этому пришли, так как подобный подход приносит двустороннюю выгоду: специалисты получают знания «из первых рук», а компания - долгосрочное сотрудничество и рост продаж продуктов. Расширяя курс для партнеров, удалось сотрудники разработали более полную учебную программу для внутреннего использования. Сейчас есть не только ознакомительные занятия для новичков, но и обучение опытных сотрудников. Линейки продукции постоянно меняются, пополняются новыми моделями, и специалистам компании АББ просто необходимо быть в курсе всех изменений. Только в этом случае они смогут грамотно представлять оборудование заказчикам.
Самая важная проблема высшей школы - много теории и недостаток практики. Порой сами преподаватели не представляют всех возможностей, которые несут современные аппараты. Тот же автоматический выключатель сегодня - это устройство с «бортовым компьютером», которое может настраиваться с ноутбука. Его довольно просто внедрить в систему диспетчеризации, что позволит отслеживать все процессы, происходящие в электрической сети целого предприятия. Максим Рябчицкий полагает, что задача АББ - показать студентам на практике функционал современных устройств. Именно поэтому осуществляются разработки по оснащению университетских лабораторий оборудованием, организовываются учебные практики в нашей компании, студенты пишут дипломные и курсовые проекты, основанные на технике АББ. Задача вуза - сделать из выпускников профессионалов высокого уровня, ориентирующихся на рынке. Если провести аналогию: АББ нужны шеф-повара ресторанов, понимающие ценность продукта и блюда, которое можно из него приготовить, а не продавцы хот-догов в уличных кафе. Поскольку рынок электротехнического оборудования не регулируется государством, здесь можно предлагать дешевую продукцию и заполонить ею все пункты продаж. Это может привести к появлению потенциально опасных электроустановок, которые не соответствуют современным требованиям. Компания изначально объясняем людям, что надежность и безопасность требует инвестиций, и гораздо лучше реализовать это на этапе проектирования и монтажа, чем позже рассчитываться человеческими жизнями - именно к такой мысли подводят слушателей.
На сегодняшний день компания активно сотрудничает с НИУ МЭИ, Новосибирским государственным техническим университетом (НГТУ), Южно-Российским государственным техническим университетом в г. Новочеркасске (ЮРГТУ НПИ), Санкт-Петербургским государственным техническим университетом (СПбГТУ), Казанским государственным энергетическим университетом (КГЭУ). Компания АББ участвует в создании большой
лаборатории на кафедре «Автоматизированного электропривода» НИУ МЭИ и готовит к передаче стенды и оборудование для ряда других кафедр.
Итак, на наглядном примере мы убедились, что корпоративный университет - эффективный механизм продвижения качественных и инновационных решений в работу практиков отрасли. Кроме того, он отлично служит маркетинговым целям как производителя, так и компаний-партнеров, сотрудники которых приходят на занятия. Они получают возможность повысить квалификацию своих специалистов без привлечения внутренних ресурсов, предлагать своим клиентам лучшие решения, расширить сферу деятельности, то есть в конечном счете - быть впереди конкурентов.
О компании
АББ - лидер в области технологий для электроэнергетики и автоматизации. Они позволяют промышленным предприятиям и энергетическим компаниям повышать производительность, снижая негативное воздействие на окружающую среду. Одна из компаний-учредителей Группы АББ - фирма ASEA -открыла первый постоянный офис в Санкт-Петер-бурге еще в 1893 году. С 1992 года компания стала одной из основных фирм по объему инвестиций и количеству рабочих мест на российском рынке. Сегодня Группа АББ в России представлена производственными компаниями, в которых занято около 1 500 человек. География поставок продукции велика: от Калининграда до Камчатки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий