четверг, 11 апреля 2013 г.

О роли «химии» в служебных отношениях, или Кого возьмут в секретари



Идеальный секретарь - мечта любого руководителя. Пунктуальный, исполнительный, приятной наружности, и, разумеется, профессионально компетентный. Бывают ли такие в природе? И если каких-то достоинств недостает, есть ли шанс устроиться на работу в достойную компанию?

«Какие основные требования предъявляют сейчас работодатели к секретарям и личным помощникам?» - спрашиваю Анну Рыжик, ведущего консультанта агентства по подбору персонала.

- В первую очередь обращают внимание на внешние данные. Кто-то прямо в вакансии указывает: «модельная внешность», кто-то довольствуется определением «презентабельная». На втором месте знание языка, поскольку на рынок выходит все больше компаний, которым это необходимо. Что касается опыта, многие компании готовы брать и без него. Думаю, трудно представить в наше время человека,  не умеющего отвечать на телефонные звонки, не владеющего компьютером и элементарной офисной техникой: ксерокс, принтер, факс. Достаточно редко, но спрашивают знание 1С. -А образование имеет значение?

- Большинство руководителей рассматривает кандидатов с высшим образованием, либо студентов последних курсов вузов.

- Возрастной ценз строгий?

- Стандартно — от 22 до 25 лет. После 30 устроиться секретарем довольно проблематично.

- Л много сегодня на рынке подобных вакансий?

- Предложений достаточно, и самых разных: как от отечественных, так и от западных компаний. Хороший секретарь сегодня ищет работу не больше недели. Однако по-настоящему квалифицированных специалистов на рынке мало.

- Требуются ли от секретаря знания отраслевой специфики?

- Иногда. В основном это касается фармацевтической или банковской сферы. Здесь работодатель как одно из настоятельных пожеланий выдвигает опыт работы в банке или на фармпредприятии либо соответствующее профильное образование.

- Берут ли сегодня компании на позицию секретаря человека без опыта, с обучением «под себя»?

- Если компания готова вкладываться в человека, а обучение, в любом случае, предполагает финансовые затраты, то и требования к будущему работнику ужесточаются. Например, перечисляются строго определенные личные качества.

- Модельная внешность — частое требование?

Конечно, секретарь с модельной внешностью повышает статусность компании. И практически все руководители хотят видеть у себя в приемной эффектную молодую девушку. Но такую внешность необходимо поддерживать, следовательно, обеспечивать сотруднику довольно высокий уровень дохода. Не все организации могут себе такое позволить.

- Какие у секретарей зарплаты?

- Разные. Начальный уровень 30 000- 35 000 руб., в среднем по рынку — 50 000 и
выше, в зависимости от уровня компании и самого специалиста.

- По каким причинам чаще всего отказывают соискателям?

- Руководитель подбирает секретаря прежде всего «под себя». Должна возникнуть некая «химия». Иногда этого не получается с самым блестящим кандидатом, и тут уж ничего не поделаешь. Но если личностный контакт возникает, то соискателю прощают некоторые недостатки и готовы подтянуть его профессионально — именно за то, что понравился и обаял.

кандидат №1

Дарья, 24 года. Окончила МГИМО, юридический факультет, знает 2 иностранных языка: английский и немецкий. Есть опыт преподавательской работы и менеджера в детском клубе. Претендует на вакансию личного помощника в крупной международной консалтинговой компании.

- Дарья, вы будете работать в очень тесном контакте с непосредственным руководителем, он немец, поэтому отличное знание языка обязательно.

- С этим проблем нет. А какого рода поручения придется выполнять?

- Входящие и исходящие звонки, работа с документацией и корреспонденцией, организация деловых встреч, транскрибирование, т.е. перенос информации с одного носителя на другой. Например, расшифровка текста с диктофона. А теперь вы мне скажите, почему, имея столь блестящее образование, вы претендуете на должность секретаря?

- Дело в том, что практики именно в юриспруденции у меня нет. Начала работать на 2 курсе, но не по специальности. Устроилась помощником менеджера в международный детский клуб. Работа с детьми меня сильно затянула и увлекла, тем более, что были частые поездки за границу, да и по службе меня быстро продвинули. Но вот последний год, окончив магистратуру, начала задумываться: а что дальше? Наверное, надо как-то устраиваться по профессии... Но юристом, без соответствующего опыта, меня никто не возьмет. А помощником юриста сама не пойду: это скучная и неинтересная работа на побегушках. Вот и нахожусь в поиске. Уверена, могу найти работу личного помощника в юридической компании, готовой вкладываться в своих сотрудников. Данная вакансия заинтересовала меня тем, что компания крупная,международная, следовательно, есть возможности карьерного роста и использования знания языков, что для меня тоже очень важно. Конечно, позиция секретаря - не предел моих мечтаний. Но почему бы не попробовать для начала? -Дарья, а что для вас действительно интересно?

- Работа с людьми, общение, организация каких-то мероприятий. Самое страшное для меня — рутина, возня с одними документами и корреспонденцией. Я не хочу носить чай-кофе и не готова ждать, допустим, год, пока непосредственный руководитель начнет мне доверять те ответственные задания, которые могу выполнять уже сейчас.

-А вы не думали о позиции инвент-менеджера?

- Если честно, откликаюсь на многие вакансии. И среди них — да, попадались заманчивые позиции в ивенте. Но мне оттуда не перезвонили.

- Хорошо, Дарья, я рекомендую вас компании, постараюсь получить от них ответ завтра-послезавтра. Но в любом случае вам придется пройти еще собеседование с директором по персоналу, потом с непосредственным руководителем и тестирование на знание языков и офисных программ.

- Спасибо, буду ждать вашего звонка.

Комментарий Анны Рыжик:

- Дарья вполне может претендовать на данную позицию. Она отвечает всем требованиям работодателя, вполне зрелая, профессионально сформировавшаяся личность. Блестящее образование и отличное знание языков — ее безусловные плюсы. -А то что она подчеркнула, что принципиально не хочет подавать чай-кофе? Ведь должность помощника, в любом случае, предполагает очень тесный контакт с руководителем и исполнение каких-то личных поручений?

- Да, она амбициозна. Но понимает, что сейчас именно тот момент, когда надо определиться и с чего-то начать. А поскольку опыта конкретно в юриспруденции у нее нет, то без этапа чай-кофе 
- работа с бумагами она не продвинется дальше. Хотя, мне кажется, если ей сейчас предложат достойную позицию ивент-координатора с хорошей зарплатой в международной компании, она пойдет туда.

кандидат №2

Людмила. 32 года, но выглядит моложе. Окончила педагогический вуз, претендует на
позицию секретаря генерального директора крупного торгового центра. Опыт аналогичной работы есть.

- Людмила, почему вы уволились с последнего места?

- Мы живем в Московской области, за МКАДом. Но сейчас мужу предложили очень хорошую должность в Москве, собираемся переезжать. Соответственно, я тоже ищу работу в городе.

- Дети у вас есть?

- Нет, и пока не планируем. Сначала нужно встать на ноги на новом месте, зарекомендовать себя, заложить некий семейный фундамент. На это уйдет минимум 2-3 года.

- Судя по вашему резюме, вы достаточно квалифицированный секретарь. Данная вакансия предполагает стандартные обязанности: входящие-исходящие звонки, работа с корреспонденцией и документами, встреча и проводы клиентов и деловых партнеров. Английский язык знаете? Здесь важно свободное владение.

- Язык я учила в школе и в институте. Сейчас прошла дополнительные курсы. Также английский язык активно применяла в работе. Владею свободно как устным, так и письменным.

Хорошо, Людмила, буду вас рекомендовать.

Комментарий Анны:

Тоже вполне подходящая кандидатка. Но... возраст. В вакансии оговорено: до 30. Хотя выглядит она моложе, глаз у нее горит, работать хочет и, судя по всему, умеет. Может быть, это перевесит. Хотя крупные компании обычно сотрудничают не с одним агентством, да плюс ведут собственный поиск. Думаю, найти кандидатуру моложе им труда не составит. Плюс может насторожить отсутствие детей. Она утверждает, что пока не планирует, но работодатель скорее рассмотрит девушку, пусть с меньшим опытом, но без семьи. Я расскажу о ней работодателю, но последнее слово, разумеется, окажется за ним. Однако если здесь не сложится, уверена, без проблем найдем ей другую вакансию.

СОВЕТ:
Собеседование в кадровом агентстве отличается от собеседования с непосредственным работодателем. В конкретной компании есть конкретная вакансия, и вы либо подходите на нее, либо нет. Менеджер же из агентства рассматривает вас как потенциального кандидата для нескольких компаний, которые уже к нему обратились или обратятся в будущем. Поэтому в агентстве постарайтесь максимально полно раскрыть свои профессиональные и личностные качества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Каталог блогов «ФЛИК»