Можно ли, устраиваясь на работу, вести переговоры о зарплате или торг здесь неуместен? Кому работодатели готовы идти навстречу и можно ли на них как-то повлиять? Существуют ли какие-то правила ведения переговоров? «Работа для вас» решила разобраться в тонком денежном вопросе.
ХОЧУ ЕЩЕ СЕМЬ!
Татьяна, консультант одного крупного кадрового агентства, вспоминает, как они искали персонального ассистента к женщине-руководителю. Требования были серьезные: свободный английский (руководительница была экспатом и не владела русским), обязательно опыт работы помощником у первых лиц, не говоря уже о прекрасном владении ПК, знании делового этикета и пр. Еще было пожелание от заказчика, чтобы это была женщина до 35 лет. Но на первой же неделе поисков пришло очень хорошее резюме плюс к нему сопроводительное письмо, смысл которого был примерно следующим: мне уже давно не 35, но если вам нужен профессиональный ассистент руководителя, то это я. В резюме, кстати, возраст указан не был, но рекрутеры догадались — где-то 45+. Но такой опыт! Соискательницу пригласили на собеседование и в ходе него хорошее впечатление только усилилось: безупречный английский, выдержанная, элегантная. Сообщили заказчику: есть отличный кандидат, только постарше, посмотрите — не пожалеете. Собеседование в компании тоже прошло на отлично, работодатель быстро принял решение: берем! Позвонили соискательнице, а в ответ она написала еще одно письмо с таким посылом — мне нравится эта работа, и я знаю, что подхожу, но мне кажется, что зарплата на этой должности могла бы быть на семь тысяч больше. Татьяна, тогда еще новый человек в подборе персонала, говорит, что была изумлена: «Как? Ее же могли вообще не рассматривать из-за возраста, а она уже торгуется?» Еще больше удивилась Татьяна, когда работодатель пошел навстречу соискательнице и добавил желанные семь тысяч к зарплате.
ТОРГ УМЕСТЕН?
В этой истории сошлось три фактора, без которых переговоры о зарплате невозможны в принципе.
ПЕРВОЕ. Кандидат должен обладать хорошим опытом, навыками и знаниями. Сработает: еще лучше, если этот опыт уникальный (знание определенного рынка, технологий, наличие клиентской базы и пр.), ведь не зря компании готовы перекупать редких специалистов друг у друга.
Не сработает: у вас есть специфический опыт и/или дополнительные навыки и
знания, но этому конкретному работодателю они не нужны. Например, если бы у ассистентки из рассказанной истории был бы еще и свободный французский, на зарплату это никак не повлияло.
ВТОРОЕ. До начала переговоров о зарплате кандидат уже должен понравиться работодателю.
Сработает: о деньгах стоит говорить на последнем этапе собеседований, когда станет понятно, что работодатель готов сделать вам предложение. И очень в вас заинтересован!
Не сработает: не пытайтесь начать переговоры уже на первом собеседовании с менеджером по персоналу — этот вопрос просто не в его компетенции.
ТРЕТЬЕ. У работодателя в принципе должна быть возможность поднять вам зарплату. Причем дело не только в финансовых возможностях, но и в организационных.
Сработает: в компании гибкое штатное расписание (там фиксируются названия должностей и зарплаты), которое можно легко изменить. Еще лучше — позиция новая и работодатель сам еще не определился, сколько может стоить такой специалист.
Не сработает: вы претендуете на рядовую позицию, на которую идет массовый набор. Или в компании жесткое штатное расписание. Или экономия на сотрудниках
— это кадровая политика компании.
И конечно, если специалист нужен срочно или безрезультатные поиски ведутся уже не первый месяц, работодатель становится значительно сговорчивее в финансовых вопросах.
ПЛЮС МЕНЯЕТСЯ НА МИНУС
Только не нужно считать, что переговоры о зарплате — это игра в одни ворота. Работодатели тоже умеют торговаться и делают это подчас виртуозно. Один мой знакомый руководитель (приятнейший, между прочим, человек) рассказывает такую историю переговоров:
- Она изначально хотела в полтора раза больше, но я ей сказал: «Я дам вам самые широкие полномочия, вы практически выстроите под себя все направление. Где вам еще такое предложат?» Соискательница, конечно, согласилась. Словом, это было «ловлей на интерес» — возможность сделать что-то значимое, новое может быть важнее денег.
Кроме ловли на интерес у работодателей есть еще два самых весомых аргумента. Во-первых, перспективы. Звучать это будет, допустим, так: сегодня мы можем платить вам столько-то, но через год вы уже будете старшим специалистом, а это уже столько-то. Во-вторых, расширенный соцпакет: «А вы посчитайте, сколько мы еще в вас вкладываем: бесплатная столовая, ДМС, оплата фитнеса, занятия английским в офисе». В общем, прежде чем приступать к переговорам, вы сами должны четко определиться: ниже какой суммы вы не упадете, готовы ли работать на перспективу, какой соцпакет может вас заинтересовать и т. п.
Олеся Томашева, специалист по подбору персонала рекрутинговой компании Adecco Group Russia:
Вот два случая из моей практики. Иностранная компания набирала инженеров по ремонту оборудования. Поскольку предлагаемая изначально зарплата была ниже рыночной, сложно было найти достойных кандидатов - они сопоставляли обязанности и зарплату и отказывались. Пришлось сделать обзор зарплат, по результатам которого компания повысила ставку на 15%, а качество и количество кандидатов увеличилось. До исследования же увеличивать оклад конкретному кандидату отказывались.
Фабрике нужен был технолог-конструктор с хорошим опытом работы. Я нашла подходящую кандидатку, которая очень понравилась руководству. Однако она была не готова уходить с привычной работы.Тогда компания-работодатель увеличила предлагаемую зарплату вдвое, и она согласилась то есть компания увеличила ставку специально для конкретного кандидата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий