понедельник, 22 апреля 2013 г.

Офисная ДЕДОВЩИНА



О травле неугодных сотрудников — так называемом моббинге — написано немало. Сплотившиеся в едином порыве коллеги способны выжить в рекордно короткие сроки почти любого! Но иногда поначалу вроде бы все складывается удачно, однако человек ощущает некий дискомфорт.

Итак, на новом месте вас встретили хорошо: коллеги настроены доброжелательно, быстро ввели в курс дела, рассказали последние новости. Но бывают такие моменты, когда вы чувствуете себя весьма неуютно...

На побегушках

В таком положении незаметно для себя может оказаться сотрудник любого пола. Обычно в группу риска попадают молодые специалисты, а также новички, обладающие покладистым характером.

Представьте себе следующую ситуацию. В обеденный перерыв вы собираетесь спуститься в кафетерий. Сидящий рядом с вами человек просит купить ему булочку, соседу справа нужен сок, а коллеге слева — жвачка. Вроде бы вам совсем не сложно захватить то, о чем они просят! Но в результате вы возвращаетесь в офис с набитым пакетом, выслушиваете претензии по поводу того, что жевательная резинка оказалась с неправильным вкусом, а выпечка — не с той начинкой. Похожая картина повторяется и на следующий день, и через неделю. Отказать окружающим вам попросту неудобно, ведь просьбы кажутся совсем незначительными, однако с каждым днем эта ситуация раздражает вас все больше!

Еще один вариант: обстоятельства сложились таким образом, что у вас есть некоторые преимущества перед другими сотрудниками. Например, вы обладаете врожденной грамотностью, печатаете без ошибок и можете быстро проверить чужой текст. Или у вас есть техническая смекалка вкупе с опытом работы со сложной офисной техникой: вы спокойно нажимаете на нужные кнопки, в то время как коллеги копаются в многостраничных инструкциях.

Кажется вполне естественным, если окружающие просят вас о помощи. Но не слишком ли часто? Не бывает ли так, что вам приходится отложить выполнение своего задания, чтобы выручить приятеля и сделать за него ксерокопии, установить нужный формат печати на принтере, пробежать глазами довольно длинный и сложный договор? Подумайте: разве кто-то из постоянных просителей помогает вам, когда из-за них вы не успеваете в срок закончить свою работу?

Скорее всего, они даже не замечают, если вы задерживаетесь в офисе!

Почему я?

Далеко не каждый человек позволит собой управлять и станет безоговорочно подчиняться кому-либо. Если вы не уверены в себе и зависите от мнения окружающих — у вас есть все шансы стать жертвой офисной дедовщины! Опытные в таких делах люди-манипуляторы сразу вычислят ваше слабое место и сделают так, чтобы вы не смогли им отказать. Вот лишь немногие средства из их арсенала:

давление на жалость («Почему бы вам не принести плюшку из буфета для Марии Ивановны? У нее много работы, и ей некогда спуститься со второго этажа на первый!»);

многословная похвала («Надо же, вы с ходу замечаете малейшие опечатки! Вот это внимательность... Кстати, взгляните на этот договор, вдруг и тут что-то не так?»);

запугивание и навязывание чувства вины («Если вы не сходите на склад за бумагой для принтера, мы не успеем вовремя распечатать бланки. Начальник будет так недоволен!»).

Как же с этим бороться? Основная рекомендация — научитесь говорить нет! Держитесь уверенно и будьте немногословны, ваш отказ должен быть твердым и окончательным. Разумеется, игнорировать просьбы непосредственного начальника или вышестоящего руководства неразумно. Но с коллегами вы равны, почему же вы должны постоянно входить в их положение, оказывать им услуги, тратить на это время и силы? Вы боитесь упасть в их глазах, переживаете, что они станут хуже к вам относиться? Так если ваша дружба держится только на том, что вы постоянно их выручаете, грош ей цена! Не нужно воспринимать неудачи и проблемы окружающих, как свои. Естественно, в разумных пределах взаимовыручка необходима, но не забывайте, что вы находитесь на службе, и у вас есть собственные задания.

Не старайтесь угодить каждому. Собираетесь на обед? Идите, не оповещая об этом соседей по офису, тогда вам не придется запоминать длинный список покупок и путаться во взаимных расчетах. Необходимо сделать копии своих документов? Не собирайте со всех столов кипы бумаг, сослуживцы вполне способны дойти до ксерокса самостоятельно! Вас замучили разнообразными мелкими поручениями? Спокойно объясните, что не хотите в данный момент отвлекаться от работы, потому что, например, осваиваете новую компьютерную программу, читаете важную инструкцию, вникаете в суть задания и пр. Ни в коем случае не надо ссориться с коллегами, но поставить их на место иногда очень полезно!

Старайтесь развивать в себе уверенность. Существуют даже специальные тренинги и семинары для людей, которые хотят стать более решительными, избавиться от мягкотелости и разных страхов. Растите в профессиональном плане: не пренебрегайте возможностью научиться чему-то, получить дополнительные знания и навыки. Тогда вы и сами не станете отвлекать окружающих из-за каждого пустяка, а значит, не попадете в зависимое положение! Удачи!



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Каталог блогов «ФЛИК»